menu

13:33
Ценности отношений в современном мире

В мире, переживающем перманентные кризисы и перемены, человеческие отношения остаются одной из главных потребностей и стабильных основ. Многие люди находят в дружеских, романтических и профессиональных связях опору перед лицом вызовов современности, таких как чувство одиночества, информационная перегруженность и эмоциональное выгорание. Эта насыщенная информацией и динамикой среда подчеркивает ценность простого человеческого контакта: поддержке семьи, дружбе, любви.

Данный материал произведён редакцией сайта psy-today.ru в рамках партнёрства с нашим сайтом. Психология Сегодня – актуальные знания для вашей жизни. Лицензия Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная

 

Но здесь же возникает главный вопрос: как найти «своих» и успокоиться? Стоит ли искать людей близких по духу или тех, кто обладает противоположными ценностями, чтобы установить диалектический характер отношений?

Мы вступаем в контакт, потому что хотим быть понятыми, услышанными, поддержанными и уважаемыми. Однако ценности, на которых строятся эти связи, меняются вместе с обществом, что может делать их более сложными для согласования. Понять их — значит приблизиться к ответу на вопрос, как создавать близость в условиях, когда связи становятся всё более быстрыми и хрупкими.

Что остаётся неизменным?

Хотя в разных обществах под влиянием социально-политических и культурных факторов сформировались собственные понятия о приемлемом в отношениях, остаётся неизменная веками суть: отношения исходят из нашей потребности в принятии и принадлежности.

Это может выливаться в формы созависимости, когда партнёр(ка) пытается через дружбу или любовь добиться самопринятия через других, что ведёт к слиянию личностей и потере индивидуальности. В других случаях участники отношений стремятся выстроить более здоровую коммуникацию, где каждый сохраняет автономию и движется по собственной спирали индивидуации, обогащая друг друга новыми смыслами и навыками.

 

Обычно, говоря о ценностях, требуется ретроспективный обзор. Принято идеализировать прошлое: якобы раньше отношения были прочнее, а в основе «традиционного общества» лежали семья, долг и устойчивость. Но традиционность — понятие относительное. Ценности отношений XX века могли бы показаться вульгарными человеку из XIX. Эволюция ценностей даже консервативных обществ неизбежна: на неё влияют и глобальные вызовы, и накопление и трансформация смыслов, особенно развитие прав человека и проникновение психологических знаний в бытовую сферу.

Вызовы современности: фатализм, скорость и «бегство от свободы»

Скорость жизни, информационный поток, нестабильность оказывают влияние на способность человека выстраивать эмоциональную близость. Одним из заметных культурных феноменов современности можно считать фаталистические настроения. Глобальная пандемия, а затем и перевод "Часов судного дня" на 89 секунд до полуночи, другие кризисы вроде блокировок соцсетей и "культуры отмены", — всё это может вызывать с одной стороны чувство обречённости, а с другой - спешку успеть, пока всё снова не закрыли, отменили, пока мир не рухнул.

С одной стороны, люди стали более искренними, стоя перед лицом метафизической деструкции их субъективной реальности, с другой - поверхностными. Секс как в последний раз часто оборачивается тем, что мир продолжает существовать и наступают эмоциональные последствия.

Политическая поляризация становится ещё одним мощным вызовом для прочности связей: как показывают исследования, например, работа Бруно Арпино и Алессандро Ди Налло, анализировавших данные десятков тысяч британских пар, расхождения в политических взглядах увеличивают риск распада отношений на 39%, создавая культурную дистанцию и подвергая пару давлению со стороны окружения.

 

Как и в середине XX века, человечество сталкивается с проблемой «бегства от свободы», которое мешает людям встретиться «по-настоящему». Страх уязвимости, недостаток времени, давление ожиданий — это возможные вторичные эффекты побега от собственной идентичности и ответственности.

Ключевые ценности: декларация vs. практика

Даже в эпоху индивидуализма и «личных границ» потребность в принятии остаётся центральной, поскольку может исходить из трансформировавшейся в социальное нашей младенческой потребности в заботе и безопасности. Фрустрация такой потребности в глубоком детстве и приводит к неадекватным поискам принятия. Чтобы ощущать себя аутентичным и ощущать собственные границы, необходимо чувствовать, что другие люди уважают твои права человека и твою идентичность. Обратное состояние создаёт перманентное невротическое напряжение и неспособность построить искренние взаимоотношения.

Психологические исследования (например, теория самоопределения Деси и Райана) показывают, что потребность в уважении со стороны других является ключевой для формирования чувства аутентичности и личных границ. Хроническое пренебрежение этими потребностями, в свою очередь, часто коррелирует с повышенным уровнем стресса и трудностями в построении отношений.

Швейцарско-британское исследование 532 пар показало, что самовлюбленные партнеры (с грандиозным нарциссизмом) так же привержены отношениям, как и все остальные, но только если чувствуют, что их вторая половина помогает им достигать целей и становиться "идеальной версией себя". Для ранимых нарциссов, которые больше боятся отвержения, этот механизм не работает — им нужна другая поддержка.

 

Лонгитюдное исследование с участием 4800 человек показало, что финансовая стабильность напрямую увеличивает готовность к отношениям и шансы вступить в них, однако не способна компенсировать отсутствие партнёра в плане удовлетворённости жизнью — вопреки распространённому мнению, деньги не заменяют близость, а лишь создают базис для её поиска.

Понимание как ожидание и как иллюзия

Понимание — одна из тех ценностей, которых мы ждём друг от друга, пожалуй, больше всего. Но именно здесь кроется серьёзная ловушка. Нередко за ожиданием понимания скрывается не желание быть услышанным, а стремление к тому, чтобы другой человек думал, чувствовал и действовал так, как мы хотим. Это не про понимание, а про контроль и имитацию близости.

 

Как ни странно, спасает нас здесь то, что, как говорится, «чужая душа — потёмки»: мы не можем заставить других хотеть того же, что и мы. Это и даёт шанс на подлинный контакт — не сливание, а диалог.

Часто ожидание понимания выглядит так: один партнер, вернувшись с напряженного рабочего дня, ждет, что другой без слов заметит его состояние и предложит поддержку. Когда этого не происходит, возникает обида: «Если бы любил(а), то догадался(ась) бы». В этом сценарии «понимание» становится тестом на телепатию, который заведомо провален. Вместо требования понять вас («Ты совсем меня не слушаешь!»), попробуйте выразить свои чувства и потребности через «Я-сообщение»: «Я чувствую себя одиноко, когда мы не обсуждаем важные для меня вещи. Мне бы очень хотелось поделиться этим с тобой». Это смещает фокус с обвинения на просьбу о контакте.

Доверие как риск и необходимость

 

Доверие кажется самоочевидной ценностью, но даётся непросто. Положиться на кого-то — значит рискнуть быть уязвимым. И если человек привык полагаться только на себя, мысль, что «самому:ой надо справляться», может ранить особенно сильно.

Тем не менее именно доверие делает возможной эмоциональную опору: без него любая близость превращается в перетягивание каната, где оба боятся отпустить.

Свобода и сепарация

Современные отношения всё чаще строятся вокруг ценности свободы. Это не только возможность самореализации — в хобби, карьере, науке или искусстве, — но и право на собственное мировосприятие, взгляды, жизненные траектории, а иногда и сексуальный опыт.

 

Однако свобода в отношениях сложна без сепарации — без осознания, что партнёр и друг — не продолжение нас самих, а отдельный человек. Это делает свободу не угрозой близости, а её условием.

Поддержка и надёжность

Поддержка даёт нам ощущение, что даже в трудные времена у нас есть «свой островок» — пространство, где можно быть собой. А надёжность — это не только способность не подвести, но и готовность быть рядом в том числе в моменты кризисов и перемен.

Иногда под надёжностью по-прежнему понимают традиционную доминирующую роль мужчины, на которого перекладывают всю ответственность за материальное и эмоциональное обеспечение семьи, оставляя женщине роль «мудрой шеи». Настоящая же надёжность не в иерархии, а во взаимной ответственности и готовности быть партнёрами.

Уважение границ

Уважение личных границ стало одной из ключевых современных ценностей. Оно позволяет сохранять чувство безопасности и личностной целостности, не растворяясь в другом и не пытаясь поглотить его.

Иногда, правда, желание уважения границ оборачивается отстаиванием только своих интересов или, наоборот, полным самопожертвованием ради другого. Истинное уважение границ возможно лишь при осознании и своих, и чужих потребностей.

Границы часто становятся предметом переговоров в быту. Например, один человек нуждается в тишине с девяти вечера, чтобы читать, а другой в это же время привык смотреть фильмы на большой громкости. Их диалог — это не война правд, а поиск технического решения: наушники, перепланировка пространства, компромисс по времени. Умение перевести конфликт ценностей (тишина vs. отдых) в практическую плоскость — и есть воплощение уважения.

 

Почему наши слова часто расходятся с делом?

Многие люди искренне заявляют, что ценят свободу, но при этом ограничивают и контролируют партнёра, требуют гарантий и постоянного подтверждения верности. Открытые отношения или промискуитет часто заканчиваются болезненно, потому что кто-то в итоге чувствует себя преданным.

Вероятные причины противоречия между ценностями и практиками — неумение обращаться со своей свободой, трудности в распознавании и регуляции собственных эмоций, незнание принципов ненасильственного общения. Без этих навыков ценности остаются словами.

Новые формы старых потребностей

Можно ли говорить о «новых» ценностях? Скорее, мы видим новые формы выражения базовых человеческих потребностей. Потребность в привязанности, безопасности и признании никуда не исчезает, но способы её удовлетворения становятся иными: мы учимся обсуждать чувства, договариваться о границах, осмысленно выбирать формат отношений, а не следовать навязанным моделям.

Исследование венгерских учёных, например, показывает, что склонность к таким современным формам отношений, как «сахарные», сильнее всего связана не с общей жизненной стратегией, а с ориентацией на краткосрочные связи (STMO), что подчёркивает трансформацию не столько самих потребностей (в ресурсах или близости), сколько способов их удовлетворения в новых социальных условиях.

 

Цифровая близость: присутствие без присутствия

 

Цифровая среда создаёт парадокс: мы гиперсвязаны, но часто одиноки. Она предлагает иллюзию близости через постоянный контакт в мессенджерах и соцсетях, но при этом девальвирует ценность физического присутствия и глубокого, неразделённого внимания.

Несмотря на доминирование онлайн-знакомств, исследование Марты Коваль и коллег с участием 6 646 человек из 50 стран показало, что пары, познакомившиеся в интернете, в среднем менее удовлетворены отношениями и испытывают менее интенсивные чувства любви, что, вероятно, связано с параличом анализа из-за избытка выбора, самопрезентационными искажениями и меньшей гомогамией по сравнению с парами, встретившимися офлайн.

 

Цифровая среда одновременно сближает и отдаляет. По наблюдениям Шерри Тёркл, постоянная доступность в мессенджерах создаёт иллюзию присутствия, но обедняет саму близость: мы общаемся фрагментарно, прерываем разговоры, не выдерживаем тишину и не развиваем эмпатию.

Так возникает феномен «информационного присутствия» — когда человек всегда на связи, но эмоционально не включён.

Язык отношений: от долга к выбору

Язык — индикатор ценностей. В последние десятилетия слова «долг» и «обязанность» как главные основания союза вытесняются «согласием», «выбором» и «партнёрством». Появились новые термины: «ментальное здоровье», «границы», «эмоциональная поддержка», «токсичные отношения».

Это отражает сдвиг от патриархальной иерархии к культуре психологической осознанности, о чём писали, например, Ульрих Бек и Энтони Гидденс, описывая «рефлексивную современность».

Урбанизация и хрупкость связей

Большие города и частые миграции дают доступ к множеству контактов, но могут делать связи хрупкими. В условиях культурной фрагментации и постоянных перемещений люди всё чаще пересматривают ценности и стили привязанности.

По словам Зигмунт Бауман, современным отношениям свойственна «жидкость» — готовность легко расставаться ради свободы и новизны. Это требует от человека большей устойчивости и зрелости, чтобы сохранять глубину там, где среда толкает к поверхностности.

Навыки любви как условие воплощения ценностей

Эрих Фромм писал, что любовь — это не только чувство, а искусство, которое нужно освоить. В современном мире это особенно актуально: близость не возникает «сама собой».

Любовь может требовать развития навыков — эмпатии, умения слушать и говорить о чувствах, уважать границы, заботиться о психическом благополучии другого и при этом сохранять своё. Без развития этих умений ценности — доверие, понимание, поддержка, свобода, надёжность — могут оставаться только словами, не воплощаясь в повседневной жизни.

В обществе широко распространена нелюбовь - неспособность любить того, кого считаешь важным в своей жизни, неумение говорить ему или ей о своих чувствах на свободном от ненависти и насилия языке.

Данный материал произведён редакцией сайта psy-today.ru в рамках партнёрства с нашим сайтом. Психология Сегодня – актуальные знания для вашей жизни. Лицензия Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная

 

Можно сказать, что современные отношения требуют развития большей осознанности и эмоциональных навыков. Развитие этих навыков может быть одним из путей к построению близости в условиях мира быстрых связей.

Категория: Психотерапия | Просмотров: 26 | Добавил: Podcast | Теги: отношения, Психотерапия, психотерапевт | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar